Классический преферанс
PDF Печать

«Классика» очень схожа с Сочинкой и Ленинградкой, однако в ней сохранились определенные "артефакты" - старые условности и правила. Среди главных отличий можно выделить наличие повышающих коэффициентов, повышающих стоимость игр (так называемых "бомб"), возможности торговаться "втемную" и заказывать игры без прикупа.

Кратность бомб

До начала игры участники должны согласовать способ ведения игры. Партия может идти с одинарными, двойными, тройными и т. д. бомбами. Обычно бомбой называют распас, объявленный, не смотря на карты, т. е. втемную. Двойные, тройные и т. д. бомбы — соответственно второй, третий и т. д. круги распасов втемную. Стоимость одинарной бомбы составляет 2 очка за взятку. Стоимость кратной бомбы вычисляется как степень числа 2. Например, стоимость тройной бомбы составит 23 = 8 очков. За не взятие взяток на бомбах игрок пишет в пулю по стоимости распаса.

Первый круг.

Далее необходимо договориться, как будет проводиться первый круг — с распасами или бомбами.

Например, если принято решение играть с двойными бомбами, то игра начинается с распасов (от одинарных до двойных) независимо от желания кого-то из партнеров объявить результативную игру. При этом возможны различные варианты начальных бомб:

  1. Если распас дал одинарную бомбу, то сдача производится повторно тем же сдающим, и разыгрывается "двойная бомба" и сдача переходит к следующему игроку, после чего снова осуществляется двухкратная сдава и т. д. После того, как сдающим вновь становится первый игрок, производится оценка очков в горе у каждого играющего;
  2. Сначала проводится круг одинарных распасов с меняющимся сдатчиком, затем — круг двойных распасов. После этого подсчитываются очки в горе.

Если же решили начинать игру с распасов (например, с одинарных и двойных), проводятся круги соответствующих распасов (сначала одинарных, а затем двойных).

После окончания партии, как и в первом случае, сравнивают записи и определяют, у какого игрока больше очков в горе. Выявленный лидер устанавливает время окончания партии и до каких очков будет вестись запись, т. е. заказывает игру. Так, он может предложить играть до 35 очков в пулю и до 21 часа. Это означает, что для закрытия пули каждому нужно набрать 35 очков. После того, как пуля закроется и до истечения оставшегося до 21 часа времени игра должна вестись по нижеследующим правилам:

Игра в "классику"

До начала собственно пульки, играют несколько кругов распасовки — обычно два или — по согласию всех игроков. Каждый рисует у себя на пульке (листе записей) табличку:

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

В ней он будет отмечать количество взятых взяток (в верхней строчке) и сыгранные впоследствии игры (в нижней строчке). Нижняя строчка — это «бомбы».

Бомба

Это объявление игрока, сказавшего «пас» и не смотревшего свои карты при условии, что до него никто не объявил игры. Если остальные игроки скажут "пас", также не смотря карт, т. е. "втемную", то этим они присоединяться к первому. Также они могут объявить втемную результативную игру, сказав «пика втемную» или «мизер втемную». Еще один вариант: посмотреть свои карты и сказать «пас» или объявить игру не ниже семерной. Итак, любая бомба перебивается любой игрой втемную или игрой в светлую не ниже семерной. Розыгрыш бомбы происходит в случае, если все игроки сказали "пас втемную" или "пас". В этом случае значок бомбы пишут себе только игроки, сказавшие "пас втемную". Посмотревший в карты и сказавший «пас» лишается бомбы. Двойные и тройные бомбы получаются на следующих кругах при тех же, что для одинарной бомбы, объявлениях.

Игры на бомбах

Как уже было сказано выше, бомба — это коэффициент, повышающий стоимость игры. Каждая игра, сыгранная на бомбе, считается вдвойне (на простой бомбе), четырехкратно (на двойной бомбе) и восьмикратно (на тройной бомбе). При сыгранной игре бомба пропадает. При не сыгранной — сохраняется.

В данном примере играют вчетвером и договорились играть три круга распасовки. Каждый сдал по три раза подряд (сдача не переходила). В результате каждый получил по 12 бомб. Их последовательность не может меняться: очередная игра будет вписана в ближайший слева свободный квадратик нижней строки таблицы.

После двух сыгранных одним из игроков игр (например, шестерной и мизера) его табличка будет выглядеть так:

6 Мизер
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

За шестерную он запишет 4 в пулю (при цене игры 2), а за мизер — 40 (при цене 10). Так что каждый сам выбирает, на какой бомбе какую игру играть. Когда у одного из игроков бомбы закончатся, он может «заработать» новые, сказав «пас втемную». Если после этого последовала распасовка, то все, спасовавшие втемную, получают дополнительные бомбы. Спасовавшие в светлую бомб не получают. Перебить пас втемную можно только заявкой 7 и выше. После того, как кто-то сделал значащую заявку, заявить пас втемную нельзя.

Значащие заявки втемную

Кроме игры на бомбе, можно повысить стоимость игры, заказав ее втемную. Представим, что игрок, табличку которого мы держим в поле зрения, воодушевленный удачным мизером на двойной бомбе, сказал "раз втемную". Все спасовали. Он берет прикуп (причем, в закрытую — никому не показывая), сносит и назначает игру. Допустим, 8 пик.

Сколько будет стоить его игра? Посчитаем. Тройная бомба дает ему коэффициент 8. Заявка втемную увеличивает стоимость игры вдвое. Итого коэффициент 16. Учитывая стоимость восьмерной игры (6), каждая взятка вистующих будет стоить 6 х 16 = 96. Столько же он запишет в пулю в случае удачи и столько же — за каждую недобранную взятку — в гору (в случае ремиза). Представим, что ему не повезло с раскладом и он сел без двух. Игрок записал на гору 192, а вистующие — за 4 взятки, как за 8 по 96, — 768 вистов в сумме. Горячий парень может утешать себя тем, что тройная бомба сохранена: она была бы истрачена только в случае успешной игры. Его следующая игра будет играться тоже на тройной бомбе.

У него есть шанс поправить дела — на следующей сдаче заявить мизер втемную (!). Можно одним разом записать в пулю 160. К тому же есть правило, по которому мизер втемную ловится втемную. Аналогично шестерная игра, заказанная втемную, вистуется принудительно обоими защитниками и разыгрывается втемную.

Для заявки «раз втемную» есть такое послабление: посмотрев карты, но не взяв еще прикуп, игрок может сменить заявку и заказать мизер. Считаться он будет как обычный мизер — взятый в светлую. И ловиться будет тоже в светлую.

Игра без прикупа

Если заглянуть в правила Австрийского и Хорватского преферанса, можно увидеть, что игра без прикупа старше любой игры с прикупом. В классике этот принцип сохранился в усеченном виде. И можно пользоваться в торговле на каждом уровне. Идет торговля на уровне 6, заявкой без прикупа можно победить, но если партнер перешел на уровень 7, то перебивать его игру можно уже только заявкой 7 без прикупа. В классике обычный мизер перебивается девятерной, а мизер без прикупа — девятерной без прикупа или десятерной с прикупом.

Проблема правил «Классики»

Обозначить, описать, а, тем более, классифицировать все правила и нюансы в классике не представляется возможным. Дело в том, что старые правила со временем искажались, среди различных групп игроков трактуются по-разному, претерпели изменения и различные доработки и усовершенствования. Например, в некоторых компаниях играют с полуответственным вистом, но только до того момента, пока хотя бы у одного из игроков не будет закрыта пуля. С этого момента вист становится ответственным. Перебить раз втемную одни разрешают только семерной игрой, а другие — обычной заявкой два. Что касается стоимости игр в разных мастях, то и здесь нет единого мнения: некоторые придерживаются современной унифицированной таблицы (стоимость игры не зависит от масти козыря), а другие пользуются старинной иерархией — пики самые дешевые, а без козыря — самые дорогие...

Подвиды классического Преферанса

Упрощенная классика

Перед началом игры вместо обязательных распасов, дающих бомбы, в гору записывается заранее обусловленное количество очков.

Другой вариант, дополнительно к сказанному, предусматривает отсутствие игр на бомбы: распасы всегда обычные при скользящей сдаче. Но если игрок сказал "пас" на третьей руке после двух пасов, он ставит себе "птичку", остальные ничего не ставят. Игра "на птичке" аналогична игре на одинарной бомбе.

Кроме перечисленных, есть вариант упрощенной классики, в котором сдача не скользящая, все игроки на распасах, включая сдатчика, ставят "птички", перед игрой проводятся два круга распасов. Игр втемную нет, до закрытия пули вист — полуответственный, после закрытия — ответственный. Игра кончается списанием с горы или по времени.

С "разбойником"

"Разбойник" — игрок, имеющий после трех кругов распасов наибольшее количество очков в горе и определяющий условия проведения игры.

В данном варианте классики права "разбойника" значительно
расширены. Он может по своему желанию заказать определенный набор игр, обязательных для всех партнеров.

Например, может потребовать, чтобы каждый до конца игры сыграл мизер втемную. Не выполнивший такое условие до конца игры наказывается штрафом в гору как за десять взяток на мизере (т. е. 200 в гору). Другой пример требований "разбойника": "Каждый до закрытия пули должен взять прикуп на объявленные по разу — мизер и десятерную, по два раза — девятерную и восьмерную. За необъявление игр записать как за уход без пяти или за пять на мизере, но без вистов".

С расширением прав сдающего

В этом варианте расширены права сдатчика: он может присоединиться к объявившим бомбу и за каждую взятку на распасах пишет по двойной стоимости (но зато получает и бомбу). Если сдатчик пасовал, запись его очков на розыгрыше распасов, дающих бомбу, производится в обычном порядке. Кроме того, сдатчик может объявить "бомба" на последней руке после трех пасов всветлую.

С усложненным вистованием

Отличие от базового варианта заключается лишь в том, что вистующие обязаны взять на шестерной — четыре, семерной — три, восьмерной — две, девятерной — одну взятку. Соответственно определяется уход "за свои": на шестерной и семерной играх — за две взятки, на восьмерной — за одну.

Если игрок вистует на десятерной или мизере и при этом взял взятку (на десятерной) или дал взятку (на мизере), то, кроме подсада, он пишет на игравшего еще и висты.

Если вистование было неудачным, вистовавший пишет 10 в гору.

Если на десятерной или мизере никто не вистует, то на подсевшего висты не пишутся.

Итоги

Важной особенностью классического Преферанса является наличие бомб, а также возможность игры втемную. Эти моменты значительно изменяют тактический рисунок пули, а также повышают рискованность игры. В отличие от, например, "Сочинки", где игра, в основном, определяется везением, в классике игрок может пасовать втемную, вынуждая других игроков искать семерную карту, а это не всегда реально.

Очень важным элементом тактики игры в классику является умение оптимально распределить игры по бомбам. Желательно на двойной и тройной бомбах сыграть крупные игры, обидно "сжечь" тройную бомбу на шестерную. Поэтому если у вас есть пять с половиной взяток или шесть с неприкупной картой, целесообразно спасовать и подождать более перспективной раздачи.

Сильно меняется в классике торг по сравнению с другими разновидностями преферанса. Это объясняется тем, что партнеры здесь постоянно находятся в неравном положении: один может не иметь бомб вовсе, а другой — держать тройную. В таком случае говорить о равноправной торговле не приходится. В классике партнер без бомб с пятью взятками на руке может заторговать игрока на тройной бомбе до восьмерной, подсесть. Имея же тройную бомбу, садиться очень невыгодно: громадный штраф плюс психологические потери. Все это является сильным тактическим оружием.

Классика сильно отличается от сочинки обширным арсеналом тактических "ходов". Игрокам, имеющим большой опыт игры в Сочинку, начиная игру в Классику рекомендуется соблюдать осторожность.

 


joomla